Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Коми
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

История становления и развития казначей­ства на территории Республики Коми — это часть общей летописи края. 

Усть-Сысольское уездное казначейство было создано в 1780 году, когда в ходе адми­нистративной реформы Екатерины II Усть- Сысольский уезд был выделен из состава Яренского уезда Вологодской губернии, а его административный центр Усть-Сысольск полу­чил статус города.

После образования в 1891 году Печорского уез­да на территории современной Республики Коми стало функционировать и Усть-Цилемское уезд­ное казначейство.

Помимо своих основных функций, уездные казначейства выполняли немало других задач.

С 1888 года при Усть-Сысольском уездном казначействе работала Государственная Сберега­тельная касса № 81, при этом все почтово-теле- графные сберкассы Усть-Сысольского уезда нахо­дились в ведении уездного казначейства. Наряду со сберегательными операциями на казначейство было также возложено производство операций по страхованию доходов и капиталов.

С 1897 года по всей Российской империи казначейства стали проводить «банковые» опе­рации. Через уездные казначейства осущест­влялись размен денег, покупка и продажа про­центных бумаг, оплата процентов по купонам процентных бумаг, перевод сумм, реализация и конверсия государственных займов, приём вкла­дов на текущие счета.

Кроме того, уездные казначейства вели учёт выданных доходов по билетам Государственной комиссии погашения долгов, производили удержа­ния на уплату казённых и частных долгов.

В XX веке предметами ведения казначеев в то время были: приём и хранение всех принад­лежавших Государственному казначейству дохо­дов; производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача про­мысловых свидетельств и бесплатных промысло­вых билетов; счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу; откры­тие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.

Через уездные казначейства осуществлялась выдача патентов на право продажи табачных изделий и марок на право раскурочной продажи (когда мож­но было курить в месте самой продажи) табака.

Усть-Сысольское казначейство, помимо прочего, выдавало паспорта, виды на жительство, торговые свидетельства и подорожные, вело учет недоимок, ведало сбором штрафов и различных пошлин.

Через уездные казначейства велась курируе­мая Императорской Канцелярией (по учрежде­ниям Императрицы Марии) продажа игральных карт. Связано это было с тем, что в России произ­водство игральных карт составляло монополию государства, весь доход с которой шёл на содер­жание воспитательных домов.

После октября 1917 года в советском государ­стве казначейские органы постепенно замещались новыми учреждениями финансового управления.

Согласно сохранившимся архивным докумен­там, уездные казначейства в Коми крае функцио­нировали вплоть до конца знаменательного 1921 года, с которого началась история государствен­ности Коми: в составе РСФСР была образована Автономная область Коми (Зырян).

Казначейские кадры были востребованы но­вой властью. Так, первым комиссаром финансов в Коми АССР в 1921 году был утверждён Моз- говиков Михаил Ассикритович, бывший в Усть- Сысольском уездном казначействе кассиром вто­рого разряда, а членом комиссариата финансов - Иконников Василий Александрович, работав­ший в казначействе бухгалтером первого разряда.

«Последний» усть-сысольский уездный каз­начей Образцов Африкан Павлович возглавил в Комиссариате финансов области расчётно-кассовый подотдел. Малевинский Николай Викторо­вич, старший бухгалтер уездного казначейства, в 1922 году исполнял обязанности заведующего Налоговым управлением Обфинотдела, а в 1923 году стал заведующим гоструд сберкассой № 110.

Возрождение российского казначейства стало одним из значимых процессов «нового времени» глобальных перемен начала девяностых годов прошлого века.

8 декабря 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 1556 «О федеральном казначействе» в России был учреждён государственный институт казначейства в виде единой централизованной системы органов Федерального казначейства.

Управление федерального казначейства Ми­нистерства финансов Российской Федерации по Республике Коми было образовано приказом Мин­фина России от 16 декабря 1993 года № 1121 л/с, в соответствии с которым Мамонов А.Ю., исполнявший обязанности заместителя министра - начальника бюд­жетного отдела Министерства финансов Республики Коми, был назначен на должность начальника Управ­ления Федерального казначейства Министерства фи­нансов Российской Федерации по Республике Коми.

Деятельность Управления Федерального казначей­ства по Республике Коми можно разделить на следу­ющие этапы.

В сентябре 1994 года были образованы отделения федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Ухте, г. Усинску, Койго- родскому и Усть-Цилемскому районам; в октябре 1994 года - отделения федерального казначейства Ми­нистерства финансов Российской Федерации по г. Пе­чоре, г. Вуктылу, Корткеросскому, Усть-Куломскому, Княжпогостскому районам; в ноябре 1994 года - от­деления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Сыктывкару, г. Инте, г. Сосногорску, Сыктывдинскому, Сысольско­му, Троицко-Печорскому, Усть-Вымскому районам; в декабре 1994 года - отделение федерального казна­чейства Министерства финансов Российской Федера­ции по Прилузскому району; в феврале-марте 1995 года - отделения федерального казначейства Мини­стерства финансов Российской Федерации по г. Вор­куте, Ижемскому и Усть-Вымскому районам.

В мае 1995 года Управлению был открыт счёт на балансовом счете 120 «Средства федерального бюд­жета» для обеспечения финансирования расходов федерального бюджета. Начата работа по выплатам компенсаций гражданам, пострадавшим от радиаци­онных воздействий.

С августа 1995 года для учёта доходов феде­рального бюджета во всех двадцати отделениях был открыт счёт на балансовом счете 100 «Доходы феде­рального бюджета»; для учёта и распределения между уровнями бюджетов регулирующих доходов - счёт на балансовом счете 090 «Налоги, распределяемые орга­нами федерального казначейства между бюджетами различных уровней».

В 1997 году началось пилотное внедрение порядка финансирования расходов получателей средств феде­рального бюджета через лицевые счета, открытые в отделениях по Койгородскому и Удорскому районам, а к 1 августа завершилось полномасштабное внедрение порядка во всех отделениях.

Начиная с 1999 года выдаются разрешения на от­крытие счетов по учёту средств, полученных от пред­принимательской и иной приносящей доход деятель­ности в кредитных учреждениях получателям средств федерального бюджета, проводится мониторинг вне­бюджетных средств бюджетных учреждений.

В 2000 году впервые была составлена и пред­ставлена отчётность по исполнению федерального бюджета за 1999 год.

19 октября 2001 года утверждён и введён в дей­ствие «Временный Порядок финансирования расходов федерального бюджета в отделениях федерального казначейства по городам и районам Республики Коми через Единый казначейский счёт (ЕКС) Управления федерального казначейства (балансовый счёт 40105)».

В то же время начата работа по открытию лицевых счетов для учёта средств, полученных от предприни­мательской и иной приносящей доход деятельности в органах федерального казначейства, которая закончи­лась в 2002 году.

С 1 октября 2002 года на уровне Управления от­крыт единый счёт на балансовом счете 40101 для рас­пределения регулирующих доходов по уровням бюд­жетов.

В 2003 году Управление и отделения начали под­ключаться к системе электронных платежей Цен­трального Банка Российской Федерации

16 апреля 2003 года заключено Соглашение меж­ду Правительством Республики Коми и Управлением о кассовом обслуживании исполнения республикан­ского бюджета Республики Коми.

В целях его реализации с 1 июля 2003 года начался поэтапный переход главных распорядителей и получа­телей средств республиканского бюджета Республики Коми на финансирование через лицевые счета, откры­ваемые в органах федерального казначейства.

К 1 августа 2003 года произведена полная центра­лизация операций по осуществлению расходов феде­рального бюджета на счете Управления на балансовом счете 40105.

1 июля 2004 года утверждён и введён в действие «Порядок осуществления операций при кассовом об­служивании расходной части республиканского бюд­жета Республики Коми в органах федерального каз­начейства Республики Коми через ЕКС Управления (балансовый счет 40201)».

К концу 2004 года осуществлен переход по выда­че денежной наличности получателями средств феде­рального бюджета со счета Управления на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателями».

В соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 9 марта 2003 года №314 «О си­стеме и структуре федеральных органов исполни­тельной власти» Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Рос­сийской Федерации и преобразовано в федераль­ную службу.

Завершающим шагом этапа создания нормативной правовой базы деятельности Федерального казначей­ства стало постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федераль­ном казначействе». Правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета вместе с функцией составления отчёта об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолиди­рованного бюджета Российской Федерации перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству.

Начиная с 2005 года введён институт админи­стрирования закреплённых доходов органами го­сударственной власти Российской Федерации (их территориальными органами), органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. До 2005 года учет поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по налоговым и неналого­вым доходам в разрезе плательщиков осуществляли налоговые органы.

В том же году в Управлении и отделениях начался процесс подключения клиентов к системе электронно­го документооборота. В течение года к системе были подключены все финансовые органы городов и райо­нов республики.

В порядке эксперимента в 2005 году. Отделени­ем по г. Воркуте проводится кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования «Город Воркута» в условиях открытия в Отделении лицевого счета Финансовому управлению Министер­ства финансов Республики Коми по г. Воркуте в со­ответствии с приказом Казначейства РФ от 22 марта 2005 г. № 1н. По результатам пилотного внедрения От­деление награждено Почетной грамотой Федераль­ного казначейства.

С 2008-го по 2012 год проводилась оптимизация функциональной деятельности Федерального казна­чейства и повышения эффективности деятельности всей структуры территориальных органов.

В этот период проведена реорганизация подведом­ственных Управлениям по субъектам Российской Фе­дерации отделений путем присоединения их к Управ­лениям в виде структурных подразделений

В течение двадцати лет Управление Феде­рального казначейства в Республике Коми эффективно исполняет федеральный бюджет и осуществляет кассовое обслуживание испол­нения республиканского бюджета и бюдже­тов муниципальных образований республики, при этом постоянно совершенствуя свою де­ятельность. В его составе работают двадцать территориальных отделов.

В рамках реорганизации во всей системе Фе­дерального казначейства с 1 октября 2011 года по 2 апреля 2012 года проводилась реорганизация Управления в форме присоединения подведомствен­ных отделений в качестве территориальных отделов.

По итогам реорганизации ведение бюджет­ного, налогового и управленческого учета, фор­мирование бюджетной отчетности по главе 100 «Федеральное казначейство» было централизо­вано на уровне Управления.

В рамках развития современных платёжных тех­нологий в секторе государственного управления, для минимизации наличного денежного обраще­ния, с июля 2011 года Управлением осуществляет­ся работа по переводу на обслуживание клиентов с применением расчетных (дебетовых) карт.

Очередной этап модернизации казначейской системы Российской Федерации завершился в конце 2011 года вводом во всех территориальных органах Федерального казначейства в промыш­ленную эксплуатацию нового программного обе­спечения «Автоматизированная система Феде­рального казначейства».

5 сентября 2011 года в Управлении осущест­влён переход на новый программный продукт ППО Автоматизированные системы Федераль­ного казначейства (АС ФК). АС ФК - уникаль­ный по своим масштабам проект, позволив­ший создать централизованную вертикально интегрированную на уровне территориальных органов Федерального казначейства систему, поддерживающую процессы в части кассового исполнения и кассового обслуживания исполне­ния федерального бюджета, кассового обслужи­вания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, республиканского бюд­жета Республики Коми, бюджетов муниципаль­ных образований, бюджетных, автономных и иных организаций.

В настоящее время Федеральное казначейство в качестве оператора выполняет функции по соз­данию, ведению, развитию, обслуживанию и обе­спечению эксплуатации ряда государственных информационных систем.

Одной из таких систем является Общероссий­ский официальный сайт закупок www.zakupki.gov.ru, обеспечивающий работу государственных и муниципальных заказчиков и являющийся на сегодняшний день единственным закупочным порталом в Российской Федерации.

На Официальном сайте закупок зарегистри­ровано 2050 заказчиков всех уровней бюдже­тов, находящихся на территории Республики Коми.

В 2012 году был создан Официальный сайт в сети Интернет для разме­щения информации о государственных (муни­ципальных) учреждениях www.bus.gov.ru., на котором размещена информация о каждом госу­дарственном или муниципальном учреждении, о тех бюджетных услугах и их стоимости, которые этими учреждениями оказываются.

Еще одной информационной системой оператором которой стало Федеральное казначейство стала инфор­мационная система о государственных и муни­ципальных платежах (ГИС ГМП). Основная цель построения ГИС ГМП - это создание единого ис­точника сведений о начисленных и оплаченных платежах за предоставленные государственные (муниципальные) услуги и платежах в бюджет­ную систему Российской Федерации.

Начиная с 1 января 2013 года в Управле­нии осуществляется регистрация участников ГИС ГМП. Зарегистрировано более 400 орга­низаций. Развитие системы ГИС ГМП является важным направлением в Концепции реформи­рования системы бюджетных платежей, реали­зация которого станет еще одним шагом к госу­дарственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В Управлении с сентября 2013 года был осу­ществлён перевод на кассовое обслуживание ис­полнения бюджета территориального Фонда обя­зательного медицинского страхования. С 1 января 2014 года осуществлен перевод на кассовое обслуживание бюджетов отделения Пенсионно­го фонда Российской Федерации по Республике Коми и отделения Фонда социального страхова­ния по Республике Коми.