В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Коми
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

История становления и развития казначей­ства на территории Республики Коми — это часть общей летописи края. 

Усть-Сысольское уездное казначейство было создано в 1780 году, когда в ходе адми­нистративной реформы Екатерины II Усть- Сысольский уезд был выделен из состава Яренского уезда Вологодской губернии, а его административный центр Усть-Сысольск полу­чил статус города.

После образования в 1891 году Печорского уез­да на территории современной Республики Коми стало функционировать и Усть-Цилемское уезд­ное казначейство.

Помимо своих основных функций, уездные казначейства выполняли немало других задач.

С 1888 года при Усть-Сысольском уездном казначействе работала Государственная Сберега­тельная касса № 81, при этом все почтово-теле- графные сберкассы Усть-Сысольского уезда нахо­дились в ведении уездного казначейства. Наряду со сберегательными операциями на казначейство было также возложено производство операций по страхованию доходов и капиталов.

С 1897 года по всей Российской империи казначейства стали проводить «банковые» опе­рации. Через уездные казначейства осущест­влялись размен денег, покупка и продажа про­центных бумаг, оплата процентов по купонам процентных бумаг, перевод сумм, реализация и конверсия государственных займов, приём вкла­дов на текущие счета.

Кроме того, уездные казначейства вели учёт выданных доходов по билетам Государственной комиссии погашения долгов, производили удержа­ния на уплату казённых и частных долгов.

В XX веке предметами ведения казначеев в то время были: приём и хранение всех принад­лежавших Государственному казначейству дохо­дов; производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача про­мысловых свидетельств и бесплатных промысло­вых билетов; счетоводство по всем поступающим в казначейство доходам и возложенным на них расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу; откры­тие текущих счетов, размен денег, уплата процентов по купонам, перевод денег.

Через уездные казначейства осуществлялась выдача патентов на право продажи табачных изделий и марок на право раскурочной продажи (когда мож­но было курить в месте самой продажи) табака.

Усть-Сысольское казначейство, помимо прочего, выдавало паспорта, виды на жительство, торговые свидетельства и подорожные, вело учет недоимок, ведало сбором штрафов и различных пошлин.

Через уездные казначейства велась курируе­мая Императорской Канцелярией (по учрежде­ниям Императрицы Марии) продажа игральных карт. Связано это было с тем, что в России произ­водство игральных карт составляло монополию государства, весь доход с которой шёл на содер­жание воспитательных домов.

После октября 1917 года в советском государ­стве казначейские органы постепенно замещались новыми учреждениями финансового управления.

Согласно сохранившимся архивным докумен­там, уездные казначейства в Коми крае функцио­нировали вплоть до конца знаменательного 1921 года, с которого началась история государствен­ности Коми: в составе РСФСР была образована Автономная область Коми (Зырян).

Казначейские кадры были востребованы но­вой властью. Так, первым комиссаром финансов в Коми АССР в 1921 году был утверждён Моз- говиков Михаил Ассикритович, бывший в Усть- Сысольском уездном казначействе кассиром вто­рого разряда, а членом комиссариата финансов - Иконников Василий Александрович, работав­ший в казначействе бухгалтером первого разряда.

«Последний» усть-сысольский уездный каз­начей Образцов Африкан Павлович возглавил в Комиссариате финансов области расчётно-кассовый подотдел. Малевинский Николай Викторо­вич, старший бухгалтер уездного казначейства, в 1922 году исполнял обязанности заведующего Налоговым управлением Обфинотдела, а в 1923 году стал заведующим гоструд сберкассой № 110.

Возрождение российского казначейства стало одним из значимых процессов «нового времени» глобальных перемен начала девяностых годов прошлого века.

8 декабря 1992 года Указом Президента Российской Федерации № 1556 «О федеральном казначействе» в России был учреждён государственный институт казначейства в виде единой централизованной системы органов Федерального казначейства.

Управление федерального казначейства Ми­нистерства финансов Российской Федерации по Республике Коми было образовано приказом Мин­фина России от 16 декабря 1993 года № 1121 л/с, в соответствии с которым Мамонов А.Ю., исполнявший обязанности заместителя министра - начальника бюд­жетного отдела Министерства финансов Республики Коми, был назначен на должность начальника Управ­ления Федерального казначейства Министерства фи­нансов Российской Федерации по Республике Коми.

Деятельность Управления Федерального казначей­ства по Республике Коми можно разделить на следу­ющие этапы.

В сентябре 1994 года были образованы отделения федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Ухте, г. Усинску, Койго- родскому и Усть-Цилемскому районам; в октябре 1994 года - отделения федерального казначейства Ми­нистерства финансов Российской Федерации по г. Пе­чоре, г. Вуктылу, Корткеросскому, Усть-Куломскому, Княжпогостскому районам; в ноябре 1994 года - от­деления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Сыктывкару, г. Инте, г. Сосногорску, Сыктывдинскому, Сысольско­му, Троицко-Печорскому, Усть-Вымскому районам; в декабре 1994 года - отделение федерального казна­чейства Министерства финансов Российской Федера­ции по Прилузскому району; в феврале-марте 1995 года - отделения федерального казначейства Мини­стерства финансов Российской Федерации по г. Вор­куте, Ижемскому и Усть-Вымскому районам.

В мае 1995 года Управлению был открыт счёт на балансовом счете 120 «Средства федерального бюд­жета» для обеспечения финансирования расходов федерального бюджета. Начата работа по выплатам компенсаций гражданам, пострадавшим от радиаци­онных воздействий.

С августа 1995 года для учёта доходов феде­рального бюджета во всех двадцати отделениях был открыт счёт на балансовом счете 100 «Доходы феде­рального бюджета»; для учёта и распределения между уровнями бюджетов регулирующих доходов - счёт на балансовом счете 090 «Налоги, распределяемые орга­нами федерального казначейства между бюджетами различных уровней».

В 1997 году началось пилотное внедрение порядка финансирования расходов получателей средств феде­рального бюджета через лицевые счета, открытые в отделениях по Койгородскому и Удорскому районам, а к 1 августа завершилось полномасштабное внедрение порядка во всех отделениях.

Начиная с 1999 года выдаются разрешения на от­крытие счетов по учёту средств, полученных от пред­принимательской и иной приносящей доход деятель­ности в кредитных учреждениях получателям средств федерального бюджета, проводится мониторинг вне­бюджетных средств бюджетных учреждений.

В 2000 году впервые была составлена и пред­ставлена отчётность по исполнению федерального бюджета за 1999 год.

19 октября 2001 года утверждён и введён в дей­ствие «Временный Порядок финансирования расходов федерального бюджета в отделениях федерального казначейства по городам и районам Республики Коми через Единый казначейский счёт (ЕКС) Управления федерального казначейства (балансовый счёт 40105)».

В то же время начата работа по открытию лицевых счетов для учёта средств, полученных от предприни­мательской и иной приносящей доход деятельности в органах федерального казначейства, которая закончи­лась в 2002 году.

С 1 октября 2002 года на уровне Управления от­крыт единый счёт на балансовом счете 40101 для рас­пределения регулирующих доходов по уровням бюд­жетов.

В 2003 году Управление и отделения начали под­ключаться к системе электронных платежей Цен­трального Банка Российской Федерации

16 апреля 2003 года заключено Соглашение меж­ду Правительством Республики Коми и Управлением о кассовом обслуживании исполнения республикан­ского бюджета Республики Коми.

В целях его реализации с 1 июля 2003 года начался поэтапный переход главных распорядителей и получа­телей средств республиканского бюджета Республики Коми на финансирование через лицевые счета, откры­ваемые в органах федерального казначейства.

К 1 августа 2003 года произведена полная центра­лизация операций по осуществлению расходов феде­рального бюджета на счете Управления на балансовом счете 40105.

1 июля 2004 года утверждён и введён в действие «Порядок осуществления операций при кассовом об­служивании расходной части республиканского бюд­жета Республики Коми в органах федерального каз­начейства Республики Коми через ЕКС Управления (балансовый счет 40201)».

К концу 2004 года осуществлен переход по выда­че денежной наличности получателями средств феде­рального бюджета со счета Управления на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателями».

В соответствии с Указом Президента Россий­ской Федерации от 9 марта 2003 года №314 «О си­стеме и структуре федеральных органов исполни­тельной власти» Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Рос­сийской Федерации и преобразовано в федераль­ную службу.

Завершающим шагом этапа создания нормативной правовой базы деятельности Федерального казначей­ства стало постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703 «О Федераль­ном казначействе». Правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета вместе с функцией составления отчёта об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолиди­рованного бюджета Российской Федерации перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству.

Начиная с 2005 года введён институт админи­стрирования закреплённых доходов органами го­сударственной власти Российской Федерации (их территориальными органами), органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. До 2005 года учет поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по налоговым и неналого­вым доходам в разрезе плательщиков осуществляли налоговые органы.

В том же году в Управлении и отделениях начался процесс подключения клиентов к системе электронно­го документооборота. В течение года к системе были подключены все финансовые органы городов и райо­нов республики.

В порядке эксперимента в 2005 году. Отделени­ем по г. Воркуте проводится кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования «Город Воркута» в условиях открытия в Отделении лицевого счета Финансовому управлению Министер­ства финансов Республики Коми по г. Воркуте в со­ответствии с приказом Казначейства РФ от 22 марта 2005 г. № 1н. По результатам пилотного внедрения От­деление награждено Почетной грамотой Федераль­ного казначейства.

С 2008-го по 2012 год проводилась оптимизация функциональной деятельности Федерального казна­чейства и повышения эффективности деятельности всей структуры территориальных органов.

В этот период проведена реорганизация подведом­ственных Управлениям по субъектам Российской Фе­дерации отделений путем присоединения их к Управ­лениям в виде структурных подразделений

В течение двадцати лет Управление Феде­рального казначейства в Республике Коми эффективно исполняет федеральный бюджет и осуществляет кассовое обслуживание испол­нения республиканского бюджета и бюдже­тов муниципальных образований республики, при этом постоянно совершенствуя свою де­ятельность. В его составе работают двадцать территориальных отделов.

В рамках реорганизации во всей системе Фе­дерального казначейства с 1 октября 2011 года по 2 апреля 2012 года проводилась реорганизация Управления в форме присоединения подведомствен­ных отделений в качестве территориальных отделов.

По итогам реорганизации ведение бюджет­ного, налогового и управленческого учета, фор­мирование бюджетной отчетности по главе 100 «Федеральное казначейство» было централизо­вано на уровне Управления.

В рамках развития современных платёжных тех­нологий в секторе государственного управления, для минимизации наличного денежного обраще­ния, с июля 2011 года Управлением осуществляет­ся работа по переводу на обслуживание клиентов с применением расчетных (дебетовых) карт.

Очередной этап модернизации казначейской системы Российской Федерации завершился в конце 2011 года вводом во всех территориальных органах Федерального казначейства в промыш­ленную эксплуатацию нового программного обе­спечения «Автоматизированная система Феде­рального казначейства».

5 сентября 2011 года в Управлении осущест­влён переход на новый программный продукт ППО Автоматизированные системы Федераль­ного казначейства (АС ФК). АС ФК - уникаль­ный по своим масштабам проект, позволив­ший создать централизованную вертикально интегрированную на уровне территориальных органов Федерального казначейства систему, поддерживающую процессы в части кассового исполнения и кассового обслуживания исполне­ния федерального бюджета, кассового обслужи­вания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, республиканского бюд­жета Республики Коми, бюджетов муниципаль­ных образований, бюджетных, автономных и иных организаций.

В настоящее время Федеральное казначейство в качестве оператора выполняет функции по соз­данию, ведению, развитию, обслуживанию и обе­спечению эксплуатации ряда государственных информационных систем.

Одной из таких систем является Общероссий­ский официальный сайт закупок www.zakupki.gov.ru, обеспечивающий работу государственных и муниципальных заказчиков и являющийся на сегодняшний день единственным закупочным порталом в Российской Федерации.

На Официальном сайте закупок зарегистри­ровано 2050 заказчиков всех уровней бюдже­тов, находящихся на территории Республики Коми.

В 2012 году был создан Официальный сайт в сети Интернет для разме­щения информации о государственных (муни­ципальных) учреждениях www.bus.gov.ru., на котором размещена информация о каждом госу­дарственном или муниципальном учреждении, о тех бюджетных услугах и их стоимости, которые этими учреждениями оказываются.

Еще одной информационной системой оператором которой стало Федеральное казначейство стала инфор­мационная система о государственных и муни­ципальных платежах (ГИС ГМП). Основная цель построения ГИС ГМП - это создание единого ис­точника сведений о начисленных и оплаченных платежах за предоставленные государственные (муниципальные) услуги и платежах в бюджет­ную систему Российской Федерации.

Начиная с 1 января 2013 года в Управле­нии осуществляется регистрация участников ГИС ГМП. Зарегистрировано более 400 орга­низаций. Развитие системы ГИС ГМП является важным направлением в Концепции реформи­рования системы бюджетных платежей, реали­зация которого станет еще одним шагом к госу­дарственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

В Управлении с сентября 2013 года был осу­ществлён перевод на кассовое обслуживание ис­полнения бюджета территориального Фонда обя­зательного медицинского страхования. С 1 января 2014 года осуществлен перевод на кассовое обслуживание бюджетов отделения Пенсионно­го фонда Российской Федерации по Республике Коми и отделения Фонда социального страхова­ния по Республике Коми.